«Жизнь наверняка сохранит»
Апелляционный суд Англии и Уэльса вынес громкий вердикт: один из главных разоблачителей последних лет, предавший огласке массу нелицеприятных американских и не только гостайн, Джулиан Ассанж все-таки должен быть экстрадирован в США. Там ему по совокупности 18 пунктов обвинения грозит 175 лет пребывания в тюрьме, а некоторые допускают, что и смертная казнь. Однако, как объяснил доцент МГИМО, специалист в области международного права Николай Топорнин, жизнь свою Ассанж наверняка сохранит.
Фото: AP
Конечно, не во всех американских штатах практикуется смертная казнь. Надо будет смотреть, где именно запланировано судопроизводство, напомнил наш собеседник. К тому же Великобритания является одним из государств, подписавших европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею, как мы знаем, смертная казнь не применяется и соответствующие приговоры не выносятся среди стран-подписантов.
«Если же речь идет о государствах, не входящих в Европейский Союз и Совет Европы, то и от них требуется соблюдать эти правила в подобных ситуациях. Адвокаты Ассанжа могут вновь обжаловать решение об экстрадиции, на сей раз, например, в Страсбургском суде. Хотя бы именно на основании того, что в США подзащитного, якобы, могут казнить. И если в итоговом вердикте будет содержаться сентенция о том, что жизни экстрадируемого в США угрожает непосредственная опасность, Великобритания в выдаче может отказать», — заключает эксперт.
Есть еще один аспект. Не стоит забывать и о стремительно ухудшающемся ментальном состоянии Асанжа. Еще десять лет назад он адекватно вел себя на публике, регулярно давал интервью, отвечал на вопросы и анонсировал новые планы. А сейчас это человек, от которого британские тюремщики прячут шнурки, а эквадорское посольство лишило его своего гражданства, лишь бы дистанцироваться от явно нестабильного человека.
Любопытно, что и женщины, подававшие в свое время против него иски в Швеции (сроки их уже истекли, но закон позволяет подать новые), уже не реанимируют данную тему, предпочитая, видимо, окончательно перевернуть эти нездоровые страницы своих жизней.