Стали известны ожидания политологов от встречи Путина и Байдена: «США прогнутся»
«Противоречия, которые существуют между странами, трудноразрешимы»
Намеченный на вторник онлайн-саммит президента России Владимира Путина и главы Белого дома Джо Байдена не будет транслироваться. Об этом сообщил представитель Кремля Дмитрий Песков. По его словам, будут показаны лишь первые кадры переговоров, а дальнейшее общение лидеров будет закрытым. Эксперты поделились своими ожиданиями от предстоящих переговоров и рассказали, удастся ли главам двух держав найти баланс и снизить градус напряженности в двусторонних отношениях.
Фото: kremlin.ru
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин и его американский коллега Джо Байден обсудят «находящиеся в плачевном состоянии двусторонние отношения». Ожидается, что переговоры пройдут вечером 7 декабря в формате видеоконференции.
«Разумеется, нужно будет обсудить, каким образом реализуются те понимания, которые были достигнуты в Женеве, пробежаться, посмотреть, что реализуется в полной мере, а что требует дополнительных усилий», — подчеркнул представитель Кремля.
Среди прочих тем переговоров — напряженность вокруг Украины, продвижение НАТО к границам России и инициатива российского лидера о гарантиях безопасности. Никакие совместные заявления по итогам общения не запланированы, уточнил Песков.
«Нет смысла организовывать встречу, которая может завершиться только лишь словесной перепалкой и дальнейшим ухудшением российско-американских отношений, — комментирует «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – В таком случае ее лучше не проводить вообще. Поэтому с обеих сторон есть понимание того, что переговоры все-таки должны нести положительный характер и быть логическим продолжением саммита Путин — Байден 16 июня.
В центре переговоров будет Украина. Возможно, на сегодняшний день стороны стремятся прийти к какому-то компромиссу в этом вопросе в том числе для снижения градуса напряженности в российско-американских отношениях. Для руководства РФ украинская тема – постоянная головная боль. Однако и для США, в особенности в условиях перебалансировки приоритетов внешней политики с европейского на азиатский театр, наличие страны, которая может потенциально создать ситуацию «европейского Афганистана» тоже невыгодно.
У Москвы и Вашингтона есть понимание, что украинские дела в любом случае нужно решать. Вместе с тем в этом плане очень показательно, что США уже обратились к Германии с просьбой разработать план по сдерживанию РФ на Украине. Складывается впечатление, что Америка начинает сбрасывать на союзников из ЕС всю проблему обеспечения европейской безопасности, а сама сосредотачивает свои усилия на американо-китайских отношениях.
Это напоминает подход экс-главы Белого дома Дональда Трампа. В 2016–2017 гг. он заявлял о том, что Украина – это европейская проблема, поэтому Америка не должна на ней зацикливаться, пусть с ней возится Европа, а мы, мол, без нее жили и дальше прекрасно проживем.
Есть какие-то моменты, которые может преследовать в ходе переговоров Россия. Для Москвы очень важно, чтобы Вашингтон дал зеленый свет «Северному потоку-2».
Очень важный вопрос связан с нормализацией деятельности дипломатических представительств. Важный толчок дала и встреча в Женеве – послов вернули. Лично мне кажется, что в этом заинтересованы обе стороны. Может быть, сегодня США готовы прогнуться в том плане. Это нужно, чтобы пусть и не в полной мере, но хотя бы частично нормализовать работу наших диппредставительств, в частности в Вашингтоне.
Есть и запасной вариант. Стороны могут договориться о том, чтобы их контакты продолжались и дальше, имея в виду вероятную очную встречу лидеров в первой половине 2022 года. Эта опция создает ощущение, что диалог будет продолжен. В особенности если в ходе переговоров не удастся поставить все точки над «i» или США проявят двусмысленность, что было очень характерно для администрации Байдена за те полгода, которые прошли после встречи в Женеве.
Надо иметь в виду, что Джо Байден сегодня не в лучшей форме. Встреча вряд ли продолжится больше 2–2,5 часов. Поэтому президенты вряд ли успеют плодотворно обсудить огромное число вопросов. Возможно, стороны сосредоточатся на меньшем количестве тем, исходя из того, что лучше в чем-то одном зафиксировать прогресс, чем размазать всю повестку дня российско-американских отношений тонким слоем».
В свою очередь руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Сергей Кислицын заявил, что не стал бы ждать ни позитивного, ни негативно исхода переговоров Путина и Байдена.
«Противоречия, которые существуют между странами, на данный момент трудноразрешимы, — продолжает эксперт. – В целом они не способствует развитию диалога. При этом предел конфронтации тоже существует. Вряд ли стороны захотят специально ухудшать ситуацию по Украине.
Очень интересно, о чем удастся поговорить президентам. Я слабо представляю, где можно наметить хоть какие-то прорывы. Ведь все, что могло состояться в двусторонних отношениях из простого (а именно продление СНВ-3), уже состоялось. Стороны также вернулись к консультациям по вопросам контроля над вооружением».
Если все-таки говорить про какие-то возможные позитивные моменты, то они могут быть связаны с консульскими вопросами, а именно упрощением получения виз и вообще возобновлением их выдачи, считает эксперт.
«Эта такая разменная монета в переговорах, но я не думаю, что ее будут использовать, — отметил Сергей Кислицын. – Если нужно подогреть двусторонний диалог какой-то позитивной динамикой, то тогда, конечно, можно будет ввести обратно режим выдачи виз и т.д. Но учитывая, что сейчас снова бушует COVID-19, а российская вакцина не признана в Соединенных Штатах и в ВОЗ, реальных потребностей в упрощении визового режима пока нет. Плюс пассажиропоток все равно будет не тот, который был раньше, а те, кому действительно надо попасть в США, по всей видимости, могут получить визу и другим путями.
В центре переговоров будут Украина, Минские соглашения и урегулирование нынешнего кризиса, который имеет не вполне понятные очертания. Проблема деятельности НАТО, активности на восточных рубежах блока, вероятно, также будет обсуждаться. Дело в том, что система безопасности в Европе находится в кризисном состоянии. С моей точки зрения, выход из этого только один — включение России в систему европейской безопасности, поскольку она важнейший участник и субъект. В принципе это было понятно и после «холодной войны».
Более того, Владимир Путин ранее сказал, что РФ нужны гарантии нерасширения НАТО. Естественно, США и альянс их не дадут. Они, может быть, и не будут расширять НАТО на Украину (все прекрасно понимают, что это дестабилизирующий фактор), кроме того, подобное решение должны принимать все 30 стран — участниц Североатлантического альянса. Но гарантий мы все равно не получим, потому что, кто знает, что будет в дальнейшем. Когда-то, чисто гипотетически, для Запада станет крайне необходимым включить Украину в НАТО, и это будет сделано».