«Ростех» раскрыл сроки создания спецэскадрильи по поручению Путина
Подразделение за ₽50 млрд будет тушить пожары в России и за рубежом Формируемая по поручению президента противопожарная эскадрилья получит первые воздушные суда в 2023 году. Всего в нее войдут 22 машины, в том числе оснащаемые украинскими двигателями. Стоимость проекта превысит ₽50 млрд, узнал РБК
Когда заработает эскадрилья по тушению пожаров
Специальная эскадрилья «Ростеха» для тушения лесных пожаров, формируемая по поручению Владимира Путина, получит первые воздушные суда в 2023 году. Об этом РБК сообщил директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации Виктор Кладов на полях авиасалона Dubai Airshow, который проходил в Арабских Эмиратах в середине ноября.
Сначала эскадрилья начнет получать новые вертолеты Ка-32 и Ми-26 (с 2023 года), затем— самолеты-амфибии Бе-200 (с 2024 года), уточнил Кладов. «Планируется построить для эскадрильи 10 самолетов с началом поставок в 2024 году»,— сказал он. Всего в специальную пожарную эскадрилью войдут 22 самолета и вертолета: это десять самолетов-амфибий Бе-200ЧС, десять вертолетов Ка-32А11М и два вертолета Ми-26Т.
Реализация проекта уже началась, подчеркнул Кладов. По его словам, базово уже определены параметры необходимого финансирования. Однако называть цифры он не стал, отметив, что средства предполагается направить на оснащение производства и выпуск серии самолетов, формирование системы послепродажного обслуживания и склада запасных частей, а также создание учебного центра для подготовки пилотов. Специальную эскадрилью поручено создать за счет средств Фонда национального благосостояния, содержать— за счет «Ростеха», говорили ранее РБК в пресс-службе госкорпорации.
Источник РБК в госструктурах сообщил, что «предварительно затраты на закупку 22 [воздушных] судов и создание инфраструктуры, включая тренажерный комплекс для обучения летчиков, оцениваются в 50–55 млрд руб.». Но финальных расчетов пока нет, сейчас все на стадии обсуждения, добавил он. В конце 2020 года производитель Бе-200— Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева (входит в ОАК) заключил контракт с МЧС на поставку двух самолетов-амфибий стоимостью 2,85 млрд руб. каждый. То есть стоимость Бе-200 для эскадрильи можно оценить в более чем 28 млрд руб.
Зачем нужна специальная эскадрилья
Создать эскадрилью для тушения пожаров в России и за границей предложил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в октябре 2020 года. По его словам, Россия сможет предоставлять технику другим странам на сезонной основе без ущерба тушению пожаров на своей территории, а создание авиаотряда станет «международным гуманитарным проектом». В октябре этого года стало известно, что президент России Владимир Путин поручил создать эскадрилью— за счет средств Фонда национального благосостояния, содержать ее будет «Ростех».
Разные варианты организации работы эскадрильи находятся на этапе обсуждения. «Это как создание нового юридического лица, так и формирование эскадрильи на базе уже действующих организаций»,— говорили ранее в пресс-службе «Ростеха». В МЧС РБК сообщали, что ведомство не принимает участия в разработке проекта.
Кладов подчеркнул, что на сегодняшний день российский самолет Бе-200— самая эффективная машина для тушения пожаров, которая имеет «неоспоримые преимущества» по скорости доставки воды до очага возгорания, может эксплуатироваться в условиях сложного ландшафта. За прошедшие два сезона самолеты Бе-200 потушили более 2300 очагов возгорания, сообщил он. «Все вы представляете, какой ущерб не только экономике, но и экологии нашей планеты наносят лесные пожары. Поэтому спрос на наши самолеты будет только расти»,— заключил Кладов.
Какие риски у реализации проекта
Эскадрилья будет оснащена новыми воздушными судами, подчеркивают в «Ростехе». При этом Кумертауское авиационное предприятие (Башкирия; входит в холдинг «Вертолеты России») приступило к летным испытаниям нового вертолета Ка-32А11М— машины в этой модификации планирует получать эскадрилья— только 15 ноября. «Сертификацию Ка-32А11М мы планируем закончить в 2023 году. После этого машина с новейшей электроникой и системой пожаротушения будет доступна для российских и иностранных заказчиков»,— отмечал гендиректор «Вертолетов России» (входит в «Ростех») Андрей Богинский.
Таким образом первым воздушным судном в создаваемой эскадрильи может стать Ми-26Т. Эти сверхтяжелые вертолеты производит с 1980 года предприятие «Роствертол» (входит в «Вертолеты России»)— к 2021 году построено более 340 машин нескольких модификаций. В какой модификации получит Ми-26 эскадрилья, представитель «Ростеха» не уточняет. Но Ми-26, в отличие от Ка-32, оснащаются не российскими, а украинскими двигателями Д-136 производства «Мотор Сич» (Запорожье).
На фоне ухудшения российско-украинских отношений эксплуатанты украинской техники испытывают сложности, поэтому еще в 2018 году Богинский анонсировал ремоторизацию Ми-26 российскими двигателями (к примеру, ПД-12В) после 2022 года. Представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в «Ростех») не комментирует этот проект.
РБК направил запрос в пресс-службу «Вертолетов России».
Самолет Бе-200 производится с 2002 года, с 2016 года— в Таганроге. К лету 2021 года в общей сложности было выпущено 16 серийных машин (семь— в Иркутске, девять— в Таганроге). То есть темп сборки Бе-200 специалистами ТАНТК не превышает двух самолетов в год. В 2017 году Минобороны отсудило у завода 6,7 млрд руб.из-за непоставки самолетов. В Таганроге ведутся модернизация и подготовка производства в связи с планируемым увеличением объемов выпуска самолетов Бе-200ЧС, в том числедля эскадрильи, сообщил РБК представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в «Ростех»). «Потенциал для расширения производственной базы имеется. С учетом вклада существующей кооперации предприятие способно обеспечить растущий спрос на самолет Бе-200»,— подчеркивает он.
Но на поставки Бе-200 может повлиять проблема с двигателями— сейчас эти самолеты оснащаются моторами Д-436 производства «Мотор-Сич». ОДК занимается этой проблемой с 2018 года: сначала рассматривался вариант Бе-200 с французско-российскими моторами SaM146 (устанавливаются на Superjet), затем— с перспективным российским двигателем ПД-8. «Двигатель ПД-8, который может использоваться для ремоторизации Бе-200, находится в стадии изготовления опытных образцов и инженерных испытаний»,— сообщила РБК пресс-секретарь ОДК Елена Мокрова. По ее словам, работы идут «в форсированном режиме, в соответствии с утвержденными планами». Получение сертификата типа на двигатель ПД-8 запланировано на 2023 год, сообщала в июле этого года пресс-служба «Ростеха». Представитель ОАК не говорит, когда начнутся испытания ремоторизованного Бе-200.
РБК направил запросы в пресс-службу Минпромторга и «Мотор Сич».
Подпишись на YouTube РБК Прямые эфиры, видео и записи передач на нашем YouTube канале