Выяснилось, какое наказание грозит задержанным после матча с «Зенитом» болельщикам ЦСКА
«Использование пиротехники на стадионе не является преступлением»
После массовых задержаний на матче 16-го тура российской Премьер-Лиги ЦСКА — «Зенит» в отделения полиции были доставлены сотни армейских болельщиков. На многих были составлены протоколы. «МК» выяснил, что может грозить фанатам в будущем.
Фото: Кадр из видео
Как уже сообщал «МК», в результате спецоперации полиции сотни болельщиков ЦСКА были задержаны после матчи их команды с «Зенитом». Проведя несколько часов на холоде без элементарных удобств, люди попадали в отделения полиции – «автозаки» подгоняли прямо к трибуне стадиона.
Что может грозить болельщикам, решившим прийти на матч своей команды и ставшими невольными участниками масштабного «файер-шоу», «МК» рассказал ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин:
«В данной ситуации можно усмотреть признаки превышения сотрудниками полиции своих должностных полномочий. При этом необходимо понимать, что в определенных случаях сотрудники полиции вправе осуществлять не только задержания лиц, совершивших, по их мнению противоправные действий, но и использовать иные полномочия, предусмотренные законом.
Так, ст.16 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицию правом проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности, помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом. Однако при этом та же норма обязывает полицию принимать меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения. Поэтому, даже если назвать действия полиции, препятствующей посетителям целой трибуны ее покинуть, оцеплением (блокированием), то при этом явно не была обеспечена нормальная жизнедеятельность тех лиц, которые были лишены возможности посещать туалет. Оценка последующих действий полиции в отношении каждого из лиц, оказавшихся в зоне «оцепления» зависит от принятых в отношении них решений.
Например, если в отношении зрителя не составлен протокол об административном правонарушении, не составлено уведомление о подозрении в преступлении, не предъявлено обвинение, то сам факт того, что такое лицо не имело возможности покинуть трибуну, уже дает основание ставить вопрос о нарушении его прав и о возмещении вреда, причиненного таким нарушением, в соответствии со ст.1069 ГК РФ.
Тем из зрителей, кто считает, что действиями полиции были нарушены их права, целесообразно обратиться с заявлением в прокуратуру с просьбой провести проверку правомерности указанных действий, а также в подразделение Следственного комитета РФ с заявлением о проведении проверки на предмет наличия в действиях сотрудников полиции признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ (превышения должностных полномочий).
Запрета применять административное задержание к несовершеннолетним КоАП РФ не содержит. Однако при этом ст.27.3 КоАП РФ обязывает уведомлять о задержании несовершеннолетних их родителей и законных представителей. Кроме того, лица, не достигшие возраста 16 лет, вообще не являются субъектами административных правонарушений.
Что же касается правовой оценки действий тех лиц, которые использовали на стадионе пиротехнику, то сам по себе факт такого использования не образует состава преступления.
Тем не менее эти действия запрещены подпунктом м) пункта 5 » Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156, согласно которому зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается проносить в место проведения официального спортивного соревнования и использовать огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек, карманных зажигалок), включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов.
Ответственность за подобное деяние установлена ст.20.31 КоАП РФ.
В качестве наказаний за нарушение указанных правил предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.
Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.
Грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, создающее угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.