Стало известно, о чем договорились Алиев и Пашинян в Брюсселе
Железная дорога через Армению опасна для нее самой
15 декабря в Брюсселе во время трëхсторонней встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и председателя Европейского совета Шарля Мишеля были подтверждены договоренности о разблокировании коммуникаций. Армения подтвердила свои обязательства по прокладке на своей территории железной дороги. Напомним, что железнодорожное сообщение с Азербайджаном и Турцией было прекращено во время первой войны в Карабахе в 90-е годы.
Фото: president.az
Сегодня действующий железнодорожный переход у Армении сохранился только с Грузией. Однако прямое железнодорожное сообщение с Россией через территорию Грузии также невозможно, так как ветка Ереван-Тбилиси-Сухум-Адлер заблокирована на территории Абхазии по причине грузино-абхазского конфликта. Коммуникации РФ и Армении осуществляются через территорию Грузии и оттуда паромами через Черное море. Конечно, это неудобно и России, и Армении, но разблокировать эту железнодорожную ветку можно только с согласия Абхазии.
Ситуацию комментирует председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян:
— Разговоры о том, что надо разблокировать коммуникации, ведутся уже давно. Но никак не могли договориться, потому что интересы сторон противоположны. Армении очень выгодно разблокировать железнодорожное сообщение через Грузию и Абхазию в Россию. Нам нужен выход в Россию. Тогда можно было бы открывать и вторую дорогу из Турции: Карс — Гюмри, далее Нахичевань и Азербайджан.
Но если речь идет о том, что открывается только дорога, которая связывает Турцию, Нахичевань и Азербайджан, то это вызывает определенные опасения, поскольку мы оказываемся в «турецком мешке». Турки с обеих сторон будут контролировать ситуацию.
— В советское время поезда ходили по маршруту Ереван-Баку и Ереван-Тбилиси. В РФ можно было попасть как через территорию Грузии, так и Азербайджана. До того, как Турция объявила блокаду Армении, действовала и старая дорога из Карса в Гюмри. Потом в обход Армении была построена ветка Карс – Тбилиси – Баку. Но этого им, видимо, недостаточно. Поэтому турки всеми силами стремятся открыть коридор через армянскую область Сюник, чтобы соединить Азербайджан с Нахичеванью. Сейчас рассматривается открытие дороги из Турции, из Карса через Гюмри в Нахичевань, потом опять через армянскую территорию – Сюникскую область – в Азербайджан. Армении предоставляется в этом случае возможность выхода на Иран.
В 1998 году, когда я был советником президента Армении, моя группа прорабатывала проект прямого железнодорожного пути, по которому европейские грузы транспортировались бы через Украину, РФ, Абхазию и Грузию, Армению, Нахичевань в Иран и оттуда — в сторону порта в Персидском заливе. Когда Армения выступила с таким предложением, этот проект вызвал большой интерес у всех партнеров, в том числе и Китая. Поскольку через Тегеран можно было бы выехать в Ашхабад, а оттуда – дорога в Китай. Тогда ко мне на прием в течение недели пришли 14 иностранных послов. Все были «за», кроме Британии. Посол Британии на встрече со мной спрашивал, не согласимся ли мы, чтобы эта дорога проходила не через Россию, а через Стамбул. Я сказал, что мы с этим согласились бы, если бы параллельно работала и железная дорога в сторону России. На том программа и была остановлена. Британцы сумели затормозить этот проект.
— Потому что она не хочет присутствия России в этом регионе.
— О частичном разблокировании железной дороги. При этом выход в РФ у Армении будет через Азербайджан. Сегодня невозможно представить, что пассажирский поезд из Еревана сможет проехать по территории Азербайджана в Россию. То есть для нас это не решение проблемы. Остается только та часть дороги, которая должна пройти через Нахичевань в сторону Ирана. Не знаю, насколько это будет для нас безопасно. Можно сказать, что этот проект выгоден только Турции и Азербайджану, поскольку дает возможность осуществить их пантюркистские планы. Вы знаете, что в Стамбуле подписано Соглашение о создании союза тюркских государств, включающего 6 стран, в том числе Узбекистан, Киргизию, Казахстан. Им необходимо географическое объединение, и на пути у них стоит только Армения. Вот что означает открытие железной дороги из Турции в Азербайджан. На наших глазах формируется новый геополитический полюс – тюркский мир, который может дестабилизировать ситуацию в очень большом регионе.