Армению прогибают: эксперты оценили встречу Алиева и Пашиняна в Сочи
Баку оказывает военное давление на Ереван, а Россия за мир любой ценой
Главы России, Армении и Азербайджана Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев встретятся в Сочи 26 ноября, чтобы обсудить выполнение соглашений, подписанных год назад по итогам Второй войны за Карабах. Опрошенные «МК» эксперты считают, что главной темой переговоров станет вопрос границ, причем Армения находится в уязвимом положении. Слухи о готовящейся встрече ходили с конца октября. Одни ожидали, что политики увидятся просто в честь годовщины окончания войны, другие предполагали, что Баку все-таки «прогнет» Ереван на признание Арцаха частью Азербайджана.
Фото: kremlin.ru
В начале ноября власти Армении опровергали все слухи о том, что Пашинян в ближайшее время готовится к встрече с Алиевым. В МИД республики корреспонденту «МК» говорили, что для этого нужна «рабочая атмосфера», которая не может сформироваться на фоне постоянных провокаций Азербайджана в Нагорно-Карабахской республике (там за последние несколько недель были убиты 2 мирных жителя) и на границе с Арменией. Кроме того, в ведомстве были недовольны тем, что Баку не возвращает на родину армянских военнопленных, называя их террористами. При этом сам Пашинян уже во второй половине ноября заявил, что всегда был готов к встрече, но только не 9 ноября, потому что для Армении это тяжелый день.
Всего через пару дней после разговора армянского дипломата с корреспондентом «МК» Азербайджан напал на Сюникскую область Армении. Бои шли около 4 часов, в результате чего азербайджанские войска сначала захватили два армянских опорных пункта, а затем оставили их, но армяне на свои позиции не вернулись. По некоторым данным, в этом бою погибли несколько десятков человек с обеих сторон конфликта. Сражение развернулись возле трассы Ереван-Горис, единственному пути, по которому можно добраться в Арцах (армянское название НКР). В том же районе власти Азербайджана мечтают проложить так называемый «Зангезурский коридор» из Баку в Нахичевань.
Казалось бы, после этого ни о какой рабочей атмосфере речь тем более идти не может, но тут неожиданно вмешался глава Евросовета Шарль Мишель, который убедит Алиева и Пашиняна встретиться 15 декабря в Брюсселе на полях саммита «ЕС — Восточное партнерство». Главной темой станет деэскалация армяно-азербайджанского конфликта.
Через несколько дней после этого уже в Кремле заявили, что ждут глав Армении и Азербайджана в Сочи 26 ноября. Там особое внимание они будут уделять разблокированию транспортных коммуникаций между Баку и Ереваном.
«Встреча в ЕС демонстрирует, что Армения и Азербайджан не хотят зависеть только от Москвы и Анкары, поэтому они ищут новые форматы переговоров. При этом тема гонки между Евросоюзом и Россией за статус главного медиатора на Южном Кавказе несколько преувеличена. Прежде всего, все стороны заинтересованы в том, чтобы регион хоть как-то стабильно развивался, а не раскачивался. Более того, например, Франция не скрывает своего интереса к Южному Кавказу и хочет увеличить свое влияние на него, но пока у нее это не получается. Евросоюз много усилий прилагал к урегулированию конфликта между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, но эффекта это не возымело. Вряд ли в армяно-азербайджанском конфликте ЕС сможет усадить стороны за стол, подписать соглашение и проследить за его выполнением. На это просто нет ресурсов», — сказал «МК» ведущий научный сотрудник сектора Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.
В свою очередь азербайджанский политолог Ильгар Велизаде считает, что переговоры в ЕС не будут налагать на Пашиняна и Алиева никаких обязательств, поскольку ограничатся общими гуманитарными вопросами. В свою очередь переговоры в Сочи могут завершиться совместным заявлением, благодаря которому стороны продвинутся в выполнении тех договоренностей, который были заключены год назад.
«На армяно-азербайджанской границе сложилась очень сложная ситуация, которая со временем только ухудшается. Ранее Армения отказывалась от создания трехсторонней комиссии по границе под предлогом того, что Азербайджан оккупировал часть ее территории, но теперь она могла передумать. Кроме того, решение по границе нужно принимать сейчас, потому что год заканчивается и пора принимать бюджет на 2022 год», — говорит «МК» Велизаде.
Научный сотрудник «Института Кавказа» Грант Микаелян тоже не исключает каких-то договоренностей по границе, хотя сомневается, что они будут соответствовать интересам Армении. «Азербайджан оказывает военное давление на Ереван, и армянское руководство постепенно этому давлению поддается. В свою очередь позиция российского руководства такова, что договариваться надо в любом случае, не важно какими средствами. Возможно, Пашинян согласует с Алиевым процесс делимитации границы и тем самым признает территориальную целостность Азербайджана. В Баку это решение будут трактовать как полную победу в прошлогодней войне за Карабах. Причем Пашинян уже неоднократно говорил о допустимости делимитации, хотя неизвестно насколько он готов к этому сейчас», — пояснил «МК» Микаелян.
По словам эксперта, если премьер-министр Армении примет решение о признании территориальной целостности Азербайджана, это приведет к массовым протестам в Армении. Впрочем, Микаелян считает, что возмущение граждан республики будет не сильнее того, что было год назад в результате поражения в 44-дневной войне. «Протесты могут оказаться очень острыми, но критической массы для свержения Пашиняна не наберется, потому что оппозиция так и не научилась работать с обществом», — заключил политолог.
Впрочем, его азербайджанский коллега Ильгар Велизаде не считает вопрос признания территориальной целостности своей страны первоочередным. По его словам, эту тему можно вынести на обсуждением во время подготовки масштабного договора о мире между Арменией и Азербайджаном, а пока пока будет идти работа над документом, стороны согласуют границу.
Что касается «Зангезурского коридора», то представители Армении и Азербайджана говорят об одном и том же, но используют разные слова, считает Велизаде. «Просто армяне говорят о «коридорной логике», а для Баку вопрос коридора важный, но он не подразумевает экстерриториального статуса. Например, Баку вместе с Россией и Ираном согласовывает транспортный маршрут «Север-Юг», есть «Каспийский транспортный маршрут», в котором тоже участвуют несколько государств. Такая же ситуация будет и с «Загезурским коридором». Можете называть его коридором, или как-то еще, — это не имеет значения, главное, чтобы была открыта дорога», — заключил эксперт.
Тем временем, ведущий научный сотрудник сектора Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов полагает, что никакого прорыва на переговорах в Сочи не будет, потому что обычно им предшествует длительное обсуждение на экспертном уровне, которого пока не было.
«Скорее всего, Армения сконцентрируется на более мелких, но не менее значимых для нее вопросах: возвращение пленных, гуманитарная ситуация в Карабахе и так далее. При этом позиция России заключается в том, чтобы добиться невозобновления военных действий и профилактики тех случаев, которые уже были. Возможно, на переговорах создадут комиссию, чтобы решить вопрос спорных территорий на границе между Арменией и Азербайджаном, но это максимум, которого можно добиться в нынешних условиях», — утверждает Муханов.