Новый президент РПЛ Хачатурянц рассказал о будущем премьер-лиги
«Зрелищность футбола будет расти»
Российская премьер-лига 22 ноября 2021 года выбрала нового руководителя. На заседании все шестнадцать клубов единогласно проголосовали за Ашота Хачатурянца. После своего назначения он рассказал, что ожидает главное футбольное соревнование России в ближайшее время.
Закон о «паспорте болельщика» может расколоть футбольное сообщество. Фото: Наталья Мущинкина
В том, что клубы единогласно выберут своим начальником пока еще действующего главу судейского комитета РФС, сомнений не было. Хачатурянц был единственным кандидатом на этот пост после добровольной отставки предыдущего президента лиги Сергея Прядкина, которая произошла 5 октября 2021 года.
Примечательно, что в один день с уходом Прядкина все клубы РПЛ высказались за отказ от проведения тендера на реализацию медиаправ, хотя возможность заработать больше у них была. И так же единогласно решили продлить контракт с действующим вещателем, «Матч ТВ», на четыре сезона. Помимо этого немного позднее СМИ сообщили, что Российский футбольный союз обсуждает с лигой передачу прав на проведение чемпионата России на восемь лет — до конца сезона 2029/30. Хотя предыдущие договоры были рассчитаны на четырехлетний период. При этом по новому соглашению РФС будет получать от 5 до 7,5% от всех доходов вместо фиксированной выплаты в 230 млн рублей за сезон по старому контракту.
Сразу после своего избрания Ашот Хачатурянц дал большую пресс-конференцию в новом пресс-центре «Матч ТВ». Такая практика — проведение главных медиамероприятий на площадке основного вещателя лиги — существует не так давно. Раньше все встречи с журналистами проходили либо в офисе РПЛ, либо в пресс-центрах ведущих информагентств страны. Теперь концепция иная: самое «вкусное» достается основному медиапартнеру, а пресс-служба лиги практически прекратила свое существование. Вот и на встречу с Хачатурянцом журналистов приглашали по «особому» списку, утвержденному выше.
О том, к чему могут привести изменения в руководстве лиги, «МК» уже писал 5 октября 2021 года. После откровений нового президента РПЛ появилась возможность узнать, останется ли лига самостоятельной организацией или окончательно превратится в один из департаментов РФС.
Так что же сказал Хачатурянц? Вот цитаты из его выступления с сайта «Матч ТВ».
Лимит на легионеров
«Вопрос острый и стоит давно. Он беспокоит клубы, и не напрасно. На сегодняшний момент у нас отсутствует здоровая конкуренция среди доморощенных футболистов. Лимит должен изменяться. Мы не можем говорить сейчас о полной отмене, но формула 10+15 или другая обсуждается. После согласования с клубами она будет утверждена и предложена РФС».
Здесь, по сути, все осталось так, как и было при Сергее Прядкине. Ничего нового от Ашота Рафаиловича мы не услышали. Потому что вопрос действительно острый, действительно обсуждается уже давно и настолько набил всем оскомину, что даже президент страны был вынужден неоднократно высказываться на эту тему. Фактически дав указание лимит сохранить. Так что своей собственной четкой позиции у лиги по-прежнему нет, нужны дополнительные консультации (как будто мало их было за последние десять лет), а значит, и клубы не могут планировать свою селекционную работу на долгосрочную перспективу.
Паспорт болельщика
Это, пожалуй, один из самых главных вопросов последнего времени. Госдума наконец-то провела первичное слушание поправок в действующее законодательство, определяющее новый порядок доступа зрителей на спортивные мероприятия. В ближайшее время «МК» подробно расскажет, чем грозят фанатам эти нововведения. А пока…
Пока тоже только общие фразы.
«Это инициатива правительства. Сейчас наша задача максимально довести до людей, которые будут принимать решение в дальнейшем и разрабатывать условия, при каких мы не потеряем наших зрителей на стадионах. То есть сделать систему получения прозрачной, легкодоступной, иметь переходный период, чтобы это не сказалось на посещаемости. Работа еще ведется, у нас есть время для того, чтобы мнение всех клубов довести до людей, принимающих решение.
Вопрос с Fan ID решенный. История с Fan ID появилась не от хорошей жизни, а проблемы на стадионах связаны с безопасностью, и есть идея предотвратить. Наша целевая аудитория, на которую ориентируемся, — женщины, дети, семьи, они должны приходить и не опасаться.
Важно, чтобы система была проведена максимально комфортно для клубов. Мы конкурируем с другими видами спорта, с другими развлечениями, и потеря зрителя в целом может сказаться негативно».
Возможно, мало кто знает, но свою собственную систему идентификации зрителей премьер-лига начала разрабатывать задолго до чемпионата мира 2018 года, прошедшего в России и ставшего первым полигоном Fan ID в нашей стране. Еще до его проведения все стадионы клубов лиги уже были оборудованы специальными входными группами, а видеонаблюдение на каждой арене велось таким количеством камер, что идентифицировать человека, бросившего банан 18 марта 2012 года в футболиста «Анжи» Кристофера Самбу на столичном стадионе «Локомотив», не составило труда.
Более того, любой болельщик вам скажет, что в каждом клубе при покупке абонементов необходимо указывать личные данные, иначе попасть за ворота на трибуну активной поддержки, как ее называют в регламентирующих документах, не получится. И кто, как не клубы и лига, лучше всех знают своих болельщиков, «кузьмичей» и «ультрас»? Казалось бы, бери и пользуйся. Но у нас, как обычно, свой, «особенный» путь.
Кстати, если верить Хачатурянцу, то встречу с активными фанатами он планирует уже после принятия «закона о Fan ID», чтобы «лично объяснить важность этой процедуры и необходимость сохранить их (фанатов) на стадионе». Как уже стали писать представители фанатских объединений в социальных сетях, встречаться лучше до, а не после. К чему могут привести неорганизованные акции болельщиков, мы хорошо помним по событиям на Манежной площади 11 декабря 2010 года.
Стоит отметить, что опыт подобных встреч у премьер-лиги есть. При Сергее Прядкине начиная с 2008 года они проходили регулярно по нескольку раз в год — и «круглые столы», и футбольные турниры, и еще много разных других форматов. Так что изобретать велосипед тут точно не надо.
Новая структура управления лиги
После отставки Прядкина в премьер-лиге по инициативе нового руководителя проходил аудит ее деятельности. Конечно, хотелось бы поподробнее ознакомиться с его итогами, но это, видимо, так и останется тайной. Единственное, что удалось узнать из интервью, так это: «Результаты для некоторых будут неожиданными… отсутствовал электронный документооборот… аудит привел к тем ожиданиям, которые были у меня. Это дефицит, возникший по ряду причин. В том числе по недосчитанным налогам…» Еще Хачатурянц сказал, что он представил клубам проект концепции стратегического развития. Который еще будет разрабатываться. С этим документом тоже было бы интересно ознакомиться, тем более что свою предыдущую стратегию развития лига опубликовала в открытом доступе на своем сайте, где с ней можно ознакомиться и по сей день.
Что касается структуры управления, то она, вполне ожидаемо, «…будет заменена. Будет введено понятие «проектный менеджмент». Надеемся, что в результате согласования стратегии будет выявлено 4–5 основных проектов и каждый возглавит проект-менеджер, который будет отвечать передо мной и лигой за его осуществление».
Такая структура похожа на принципы управления крупными корпорациями, что вполне логично, учитывая прошлое Ашота Рафаиловича. Хорошо хоть, что основные направления по организации чемпионата — делегатов матчей, безопасность и спортивную часть трогать пока не будут.
Поддержка клубов в кризисных условиях
Этот вопрос тоже не остался без внимания. С момента образования премьер-лиги в 2002 году прекратили свое профессиональное существование многие клубы. «Амкар», «Томь», «Москва», «Тамбов» — вот только некоторые из них. К чести предыдущих руководителей РПЛ, стоит сказать, что ни одна команда, в отличие от ФНЛ и ПФЛ, не снималась с турнира по ходу сезона и все чемпионаты лига проходила в полном составе. А организационные вопросы решались либо после, либо до начала следующих турниров. Свое мнение на этот счет новый президент лиги высказал на примере с «Тамбовом».
«История с «Тамбовом» — это история регламентов. Мы пересматриваем все существующие регламенты, и такой истории, как с «Тамбовом», не должно повториться. Поддержка клубов сейчас, в ковидное время в первую очередь, — это работа с Роспотребнадзором, мы уже договорились с клубами централизовать эту работу, чтобы все обращения приходили напрямую к нам, чтобы я как глава лиги вел координацию работы и поддержку клубов с Роспотребнадзором».
Действительно, вопрос допуска «Тамбова» до участия в РПЛ решался не в лиге — лицензию клуб получил в РФС. Но еще до этой истории руководство лиги уже провело большую работу — представители лиги после длительных переговоров в конечном итоге были включены в комиссию по лицензированию футбольного союза, а в самой РПЛ распределение денег от спонсоров в «доковидное время» осуществлялось в том числе с учетом заполняемости стадионов. И если средняя посещаемость арены по ходу сезона была ниже 50 процентов, то клуб недополучал определенную сумму из спонсорского бюджета. Да и правление лиги, и входящий в него коммерческий комитет создавались в том числе для решения этих задач. Более того, регламенты — как спортивный, так и коммерческий с техническим — в премьер-лиге корректируются после каждого сезона с учетом возникающих новых особенностей организации турнира. Поэтому остается только надеяться, что новый президент сумеет придумать что-то более радикальное, чем уже работающий механизм.
Доходность лиги
Согласно имеющейся у СМИ информации, доходность лиги планируется увеличить в два раза по сравнению с текущими показателями. При этом о том, каким образом это будет сделано, новый президент РПЛ говорит довольно осторожно.
«За счет чего будет достигнуто увеличение? В первую очередь при росте зрелищности футбола стоимость прав будет увеличиваться. А мы к этому придем. Это касается и титульного спонсора, и беттинговых компаний. С ростом стоимости лиги будет происходить повышение стоимости контрактов. Кроме того, есть проекты, которых сейчас еще нет, но они будут. Киберспорт, электронная коммерция — это те продукты, что принесут дополнительную доходность».
Зрелищность футбола — категория настолько субъективная, что говорить о ней серьезно крайне затруднительно. А вот про титульного спонсора и генерального партнера придется вспоминать заново, потому что новость о выборе Хачатурянца президентом на сайте самой организации была проиллюстрирована фотографией с логотипом РФС. Хотя в лиге наверняка должны быть свои баннеры с логотипами всех партнеров и спонсоров, и вполне вероятно, что по существующим договорам их присутствие на событиях такого масштаба является обязательным.
Что касается проектов, «которых нет». Опять-таки, видимо, стоит напомнить, что свои собственные соревнования по киберфутболу лига проводит с 2011 года, еще за несколько лет до возвращения этому виду спорта профессионального статуса. Более того, в 2017 году прежнее руководство лиги настолько успешно провело первый чемпионат РПЛ по киберфутболу, что ФИФА и разработчик игры выделили лиге две путевки на европейский чемпионат под эгидой УЕФА, в то время как РФС досталась только одна путевка. Странно, что аудит команды Хачатурянца не разглядел таких известных и очевидных фактов.
Формат чемпионата
И наконец, самое главное — формат проведения чемпионата. Услышали ли мы что-то новое? Нет. Услышали ли мы какую-то четкую позицию — тоже, увы.
«У нас 4 варианта, которые будут обсуждаться лигой. В конечной стратегии будет выбран один вариант. Ориентированный на увеличение количества матчей. Выбор окончательного варианта зависит от того, какую работу проведем с клубами, поскольку у них разный взгляд на выбор варианта в зависимости от нахождения в турнирной таблице. Все понимают, что для РПЛ важно увеличить количество матчей, интенсивность. Нужно время, чтобы выбрать оптимальную схему, и уже потом представить ее. Думаю, это будет представлено вместе со стратегией, в ней предложим согласованную схему».
Справедливости ради стоит отметить, что и у РФС пока нет понимания, какой формат предпочтительнее. Потому что сама концепция, предложенная голландской компанией HYPERCUBE, пока еще требует длительного обсуждения. Но вместо «работы с клубами» от нового руководителя лиги хотелось бы слышать о «защите интересов клубов и отечественного профессионального футбола». Иначе создается ощущение, что мы слушаем речь «спущенного сверху» начальника. К чему приводят подобные эксперименты в нашем спорте, мы тоже уже давно и хорошо знаем.
Единственный вопрос, по которому у Ашота Хачатурянца, видимо, есть четкая позиция, так это намерение получить равнозначный с клубами голос на заседаниях общего собрания. Чтобы принимать участие в голосовании. До этого президент лиги права голоса не имел. Потому что свою судьбу клубы должны решать сами. Но это, похоже, уже в прошлом.