Дмитрий Дубровский: «Проверяем всех спортсменов на дееспособность в рамках международных стартов»
Полеты лыжников на Континентальном кубке в прошедшие выходные стали первыми международными соревнованиями прыгунов на объекте Пекина-2022. Это олимпийская территория. В прошлом сезоне пандемия возможности выступить здесь не дала. И первые победы в Национальном центре прыжков с трамплина одержали Диана Торопченова и Мария Яковлева. О подготовке наших спортсменов к Олимпийским играм рассказал в интервью «МК» президент федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Дмитрий Дубровский.
Фото: skijumpingrus.ru
— У нас, как и в других лыжных дисциплинах, есть официальная отсечка: 16 января. Именно после нее мы должны подать заявку согласно заработанным квотам. Тренерский штаб сделает выбор, опираясь на все результаты стартов этого сезона.
— В рамках подготовки уже проходят плановые выступления на этапах Кубка мира — у ребят их около 15. Каждый этап идет в зачетную копилку олимпийских очков. У девочек меньше, но до 16 января, как раз до момента, когда закончится подсчет очков и олимпийских лицензий, тоже будет около 10 выступлений. Пропуски могут быть, важно и не перенапрячь спортсменов, но и не вылететь из той квоты, которую мы имеем на сегодняшний день. У команды по двоеборью — три или четыре этапа, тестовый старт в Китае в декабре…
— Они определены Международным олимпийским комитетом: у прыгунов нужно войти в 55 лучших спортсменов по итогам двух прошедших сезонов. У девочек — на уровне 40. У двоеборцев — тоже в 55. По одному месту в каждой дисциплине отходит китайцам как хозяевам Игр.
— Я думаю, начинает проявляться то, что мы ожидали от юниорского звена в лице Данила Садреева и Ильи Манькова, который стал пятым. Резерв конкурентоспособный даже на уровне лидеров: Садреев действительно только пол-очка проиграл Климову. И заявку на дальние полеты Данил подтвердил на международных стартах: уже на втором этапе Кубка мира в Руке он стал двенадцатым. В список же кандидатов на участие в Играх в Пекине входят Евгений Климов, Денис Корнилов, Илья Маньков, Михаил Назаров, Данил Садреев, Роман Трофимов.
Что касается женской команды, то впервые в истории летний этап Гран-при в Чайковском выиграла Ирина Аввакумова. И она показала высокие результаты, прыжки за 130 метров. Но притом что Ира сохраняет позиции лидера и мы, конечно же, рассчитываем на нее в олимпийском сезоне, конкуренция в команде тоже возрастает. У нас есть четыре олимпийские лицензии. Выделяю Аввакумову и Софью Тихонову — по итогам международных стартов и чемпионата России они подтвердили свое превосходство. Но за оставшиеся два места развернется борьба. Есть Александра Кустова, Ирма Махиня, Кристина Прокопьева, Анна Шпынева, Мария Яковлева, кто-то еще даже может подключиться. Всех спортсменок хочется проверить на дееспособность в рамках международных стартов.
— Я думаю, что они допустимы. Особенно когда спортсмен готовится не к одним Играм в карьере. Ира готовилась и к Сочи, и к Корее, выступала практически без перерывов, в том числе и на личную жизнь. После Кореи она пропустила полтора сезона. Я считаю, что ей это пошло на пользу. Вернувшись, она и форму быстро набрала, восстановила физические кондиции. И уже прошедший сезон показал, что она не потерялась, заняла седьмое место на чемпионате мира. На этапах Кубка мира, может, не было стабильности, но был виден серьезный потенциал.
Я уверен, что внутренне Аввакумова готова к конкуренции, которая растет с каждым годом. Ира сохраняет победный настрой. И не только для себя. Подтягивает и других девушек. Надеюсь, к Играм у нас будет хороший состав.
— Данил фактически еще юниор, 2003 года рождения, заявил о себе уже два года назад на Юношеских играх в Лозанне. В прошлом сезоне показал явный прогресс, выступил на этапах Кубка мира, на домашнем вошел в тридцатку, отобрался на чемпионат мира, в квалификации был десятым, по итогам — 25-е место. В этом году уже показал, как я сказал, хорошие результаты, рвется в десятку.
В сборной команде он работает под руководством Александра Гаранина, надо отметить и вклад его личного тренера Николая Герасимова из Татарстана. Ведь именно личный тренер проводит дома очень большую работу. Надеюсь, у Садреева все успехи впереди.
— Сегодня все проблемы в этом смысле исчерпаны. Они действительно обнажились в прошлом году, было недопонимание между спортсменом и тренерским штабом. Федерация и тренерский штаб пошли на определенные решения, чтобы вывести подготовку Климова на индивидуальный формат. Летом он готовился самостоятельно. Но уже осенью влился в команду и готовился со всеми, но с личным тренером. Зимой вопросы с обеспечением экипировки, инвентаря стоят острее, чем в летний сезон, и нахождение спортсмена внутри команды необходимо.
Да, мы подходим к вопросам его подготовки индивидуально, готовы на нестандартные решения. Потому что знаем потенциал Климова, его лидерские задатки. И считаем, что он способен, если не улучшить свои прошлые результаты, а Евгений выигрывал и этап Кубка мира, то, как минимум, повторить успехи. Главный тренер сегодня и все, кто должен это делать, находятся в здоровом контакте и со спортсменом, и с его личным тренером Александром Арефьевым.
— В целом мы обеспокоены, что лидеры мужской сборной (Климов и Назаров) пока не могут выйти на ожидаемые результаты. Результаты Садреева, как я уже говорил, внушают оптимизм. Надеемся, что на стартах в Клингентале и Энгельберге команда начнет подтягиваться к тем результатам, которые может показать. Положительная тенденция уже есть, хотелось бы ускорить ее темпы.
— Да, эти случаи не могут не волновать. Разбираться надо в каждом случае, что мы и делаем.
— Мы планируем, и сделали уже определенные шаги в этом направлении, привлечь Дмитрия к работе со сборной командой. Безусловно, его опыт поможет ребятам. Его прекрасные летные качества мы помним: чувство воздуха у Димы — одно из лучших в мире. И уже сейчас на отдельных сборах Васильев выполняет функцию, может, и не играющего тренера, хотя мы ведь еще не проводили его официально из действующих спортсменов, но точно — специалиста. И эту работу мы продолжим.
Лично я с большим уважением отношусь к Дмитрию. А своим отношением к делу, поведением и дисциплиной, думаю, он показывает молодым, как нужно работать на тренировках, стремиться к результатам. И, не скрою, я как руководитель приложу максимум усилий, чтобы он закрепился в тренерском штабе.
— За последние олимпийские циклы наша команда впервые имеет возможность получить на Играх полную квоту из четырех человек. По итогам прошлого сезона очки, набранные в Континентальном кубке, позволяют нам рассчитывать на три прямые лицензии и одну дополнительную, которая будет иметь значение для выступления в командном олимпийском турнире. Ни в Сочи-2014, ни в Пхенчхане-2018 нам не удалось получить лицензии в полном составе. Это не может способствовать прогрессу даже на уровне российских соревнований.
Движение вперед есть, хотя целевые результаты прошедшего сезона не были достигнуты во многом из-за травм двух лидеров. На чемпионат мира поехала больше экспериментальная команда, опыт был только у двоих.
Надеемся на опыт Эрнеста Яхина, Вячеслава Баркова, Самира Мастиева, на молодых Александра Миланина и Артема Голунина. И Барков, и Мастиев, и Миланин имеют шансы отобраться на Игры, и это серьезно может улучшить позиции российского двоеборья. Если мы сможем защитить олимпийские лицензии, которые имеем на сегодняшний момент по итогам прошлого сезона, я считаю, это будет шагом вперед.
Задача команды — получить максимальное количество лицензий, шансы есть реальные. Нужно закрепиться в очковой зоне Континентального кубка и по итогам к отсечке 16 января претендовать на поездку в Китай полным составом. Попасть в топ-20 там реально.
— Нет. У нас все спортсмены привиты, как и специалисты, как и тренеры, российской вакциной. Она, как объявлено, будет принята на Играх в Пекине, то есть спортсменам не придется отсиживать карантин из 21 дня. Все прошли вакцинацию ближе к осени, чтобы к февралю хватило полугодового периода. Проблем с допуском на старты у нас тоже нет, особых требований организаторы в Европе не предъявляют.
Мужская и женская команды по прыжкам с трамплина проведут его в словенской Планице. Да, высота немного другая: в Китае — 1700 метров над уровнем моря, а в Словении — 1200. Но линейка трамплинов отвечает всем требованиям. Также играет роль близость к производителям экипировки, а эти вопросы мы будем решать как раз на заключительном этапе. Из Европы прыжковые команды напрямую вылетят в Пекин за 5 дней до начала соревнований. Двоеборцы финальный подготовительный этап тоже проведут в среднегорье, на высоте примерно 1500 метров.