Главная / Культура / Кочевники-сновидцы Евгении Дудниковой

Кочевники-сновидцы Евгении Дудниковой

Анна Борисова о том, что рождается из волн живописной психоделии и нового нью-эйджа

текст: Анна Борисова


          Кочевники-сновидцы Евгении Дудниковой

Home. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

«Кочевники», первая персональная выставка художницы Евгении Дудниковой, открылись 10декабря в галерееJart (куратор — Алексей Корси). Длятех, кто активно интересуется современным российским искусством, Евгения — автор уже известный и хорошо узнаваемый, поэтому выставка — нестолько дебют, сколько долгожданное событие. Погружаться в эклектичный мир символов, размышлений и снов отправилась Анна Борисова.

Сложно говорить и писать обискусстве, которое предельно субъективно и представляет собой что-то вроде личной мифологии художника. Еще более затруднительно, когда в нем нет конфликтов, остроты, напряжения, проблемы. Что-то вроде young and beautiful, love and peace, погружение и растворение. Новсеже очень хочется перевести некоторые мысли в текст, потому что работы Евгении Дудниковой производят впечатление вопреки предубеждению.

Немного предыстории. Впервые я столкнулась с творчеством Евгении на выставке «Сеанс групповой терапии» в арт-центре «Полиграфический цех» в 2018 году. Это был ночной пейзаж с белой лошадью и всадницей, закрывающей лицо руками, под названием «Сон». Довольно романтичная, сюрреалистичная вещь, в которой одновременно читалось влияние символизма и экспрессионизма. Вобщем, настораживающе, потому что всю эту образность кто только не эксплуатирует и в живописи, и в иллюстрациях и кто только не создает на всей этой базе «свои миры». При первом взгляде показалось, что эта вещь как раз такогоже плана, нонет. «Сон» оказался затягивающий (покомпозиции, колориту, настроению), и притом что подобный алфавит форм нам уже давным-давно доболи известен, здесь он использовался действительно как единственно верный. Надо отметить, что эта вещь была еще очень лаконичной, пожалуй, даже минималистичной, сдержанной в цветовом решении, а в дальнейшем работы художницы будут наполняться различными деталями, символами, архитектурой, светом и цветом (собственно, все это мы и видим на лучших картинах, представленных на этой выставке).

Часовня вечности. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

Безусловно, самая сильная и яркая часть экспозиции находится на первом этаже, где представлены наиболее сложные, насыщенные деталями и продуманные работы, в которых эклектичность символики и сказочная психоделичность форм и содержания приковывают взгляд. Ключевые произведения — «Home» и «Часовня вечности», в которых наиболее активно и причудливо проявляются основные мотивы творчества Дудниковой — связь человеческой души с природой и архитектурные конструкции, выступающие как чаемое пристанище или приют, как символ верно пройденного пути, а может быть, обретенного внутреннего равновесия.

Инсталляция «Портал» (дерево, акрил), на стене — арт-объекты, представляющие собой ключевые символы из картин Евгении Дудниковой (оргстекло, масло)© Анна Борисова

В центре зала располагается деревянная инсталляция «Портал», напоминающая дверь с ангельскими крыльями цвета рассвета или заката по периметру. Есть ощущение, что изначально ее создавали просто ради заполнения пространства в середине зала, но она оказалась настолько удачной, что, честно говоря, хотелосьбы в будущем увидеть еще какие-то инсталляции Евгении. Эффектно дополняют экспозицию арт-объекты (оргстекло, масло), развешанные на самой высокой стене галереи. Это вышедшие с поверхности картин в пространство детали, играющие в творчестве художницы важную роль: лошади («Инь и Ян»), «Лунный ковбой», «Пламя», «Синие птицы», «Перо», «Закат» ит.д. Все это еще и замечательно подсвечено. Вообще освещение на выставке выстроено очень качественно и создает не только благоприятную среду для рассматривания картин, но и созвучную им атмосферу. Заэто куратору большой респект.

Инсталляция «Портал» (дерево, акрил), за ней — «Часовня вечности» (слева) и «Вопросы о природе света»© Анна Борисова

Единственное, что вызывает недоумение на первом этаже «Кочевников», — это оттесненная на периферию внимания (в боковой узкий коридор) картина «Покровительница кочевников». Во-первых, это очень яркая и запоминающаяся работа, а во-вторых, она настолько олицетворяет и название, и настроение выставки, что вытеснять ее на край экспозиции как-то странно. Неудивлюсь, если многие посетители вообще не замечают ее присутствия. Кстати, подписчики в соцсетях часто спрашивают, нетли в ней какого-то флюоресцентного компонента или действия некой специальной подсветки. Пословам автора — нет, это холст, масло и более ничего.

Покровительница кочевников. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

Работы, представленные на первом этаже, демонстрируют обращение художницы к самым разным источникам вдохновения — христианству, индейской культуре, шаманизму, алхимии, буддизму, культуре Средней Азии, элементам субкультуры хиппи и психоделического дизайна конца 1960-х — 1970-х, а также к эзотерике. Это действительно некое духовное и эстетическое кочевничество в поисках… Хочется как-то завершить эту фразу, но нужноли? Вкартинах «Home» и «Часовня вечности», которые я рассматриваю как определяющие, герои — как хамелеоны, призраки или хрустальные сосуды: сливаютсяс, вмещают в себя, растворяютсяв. Представляется, что кочевничество у Дудниковой — это, прежде всего, уход из профанной реальности, перебирание различных учений, идей, мировоззрений, мотивов ит.д. Вобщем, утопическое, идеалистическое кочевничество.

В окрестностях поля. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

Я бы определила все это как сюрреалистичный нью-эйдж, хотя очевидно, что звучит такое определение в современном контексте крайне сомнительно. Более того, еслибы кто-то охарактеризовал искусство незнакомого мне автора подобным образом, ябы врядли пошла на его выставку и, скорее всего, даже не поспешилабы искать его аккаунт в Инстаграме. Итем неменее здесь главное — некак звучит, а как смотрится. Удивительно, что подобная сюрреалистичность, напоминающая отчасти оФриде Кало и Леоноре Каррингтон, но при этом лишенная свойственного им драматизма, может быть такой незамыленной, честной, сиятельно-притягивающей и вызывающей доверие, как будто тебе дали линзы, позволяющие посмотреть сны или образы-размышления художницы ее глазами, и ты, уже заранее критически настроенный ко всему подобному, почувствовал одушевленность и ценность того, чем с тобой поделились. Иглавное — как это сделали: ненавязчиво и неисповедально, без заявлений и надрыва, без внутренней расщепленности.

Вопросы о природе света. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

Какое-то уже очень редкое чувство вообще-то, если говорить осоприкосновении с современным искусством, которое зачастую неразрывно связано с разного рода откровенным нытьем. Кроме того, этот процесс — «поделиться своим видением» просто так, без каких-либо предпосылок и финальных выводов — уже довольно давно оказался скомпрометированным и опошленным. Этого почти всегда недостаточно, потому что мы такому не верим. Однако Евгении Дудниковой, кажется, удается быть убедительной и искренней, и вся эта смесь разнообразной астральности, в которой природа и персонажи просвечивают друг через друга, все эти сложносочиненные, наивные, порой абсурдные конструкции гармонии и мирной созерцательности действительно увлекают и оказываются привлекательными.

Керамическая работа Евгении Дудниковой© Анна Борисова

Однако те вещи, что представлены на втором этаже, кажутся чем-то вроде легкого и необязательного дополнения, без которого вполне можно было обойтись (это как серии-филлеры в аниме-сериалах, которые чаще всего не играют особой роли и заполняют лакуны в магистральном развитии сюжета). Эти созерцательные сцены в пейзажах кажутся слишком поверхностными. Видимо, идея была в том, что два пространства выставки представляют нам что-то вроде двоемирия: внизу больше мистического, наверху — заземленного, но контраст слишком велик. Рискну предположить, что еслибы Дудникова писала исключительно такие работы (какте, что наверху), то интерес к ее творчеству былбы гораздо меньше. Может быть, вместо них былобы уместнее показать ее чудесные линогравюры? Другое дело — представленная здесь керамика. Намой взгляд, в ней удачно продолжает развиваться тема сказочных лошадей из живописи. Вкерамике, как и в картинах, есть та интенсивность доброты и радости, живости, лиричности, любви к жизни и движению, а также, по всей видимости, к самому процессу создания, которая в искусстве часто выглядит фальшиво, наигранно, но не у Дудниковой.

Керамика и живопись Евгении Дудниковой© Анна Борисова

Кстати, галерея Jart, как обычно, издала газету-буклет к выставке, в которой можно прочесть текст куратора Алексея Корси. Уже на первой странице встречаем странную фразу: «Первая группа представляет мир повседневной реальности, наполненный амбициями и желаниями. Будьто спортсмен, застывший в кульминационный момент, экстерьерные и интерьерные виды элитной недвижимости или сценки праздной жизни высшего общества». Такое ощущение, как будто это писал советский художественный критик или исследователь, вынужденный хотябы раз в пять страниц соответствовать актуальной политической повестке. Помню какие-то очень похожие, теперь уже выглядящие забавно моменты в советской монографии опортретисте Рокотове. Мало того что элитной недвижимости я в представленных на выставке работах нигде не углядела, так еще и само словосочетание в данном контексте применительно к работам Дудниковой ужасно режет слух. Когда в тексте к столь романтично-символистской выставке, где архитектура выступает, скорее, как знак, как идея, встречаешь такое, то возникают какие-то жуткие диссонанс и недоумение. Аобэтихли работах писал куратор? Или окаких-то других? Поинстаграму художницы очевидно, что она часто обращается к обобщенным формам модернистских особняков в духе ЛеКорбюзье, Людвига Миса вандерРоэ, Фрэнка Ллойда Райта или Тадао Андо, но ведь это уже некий архитектурный архетип, ассоциирующийся с лаконичностью, медитативностью, минималистичностью, чистотой и безупречностью высказывания. Тоесть это именно тот тип архитектуры, который с точки зрения символики идеально вписывается в миры Дудниковой. Вобщем, вот уже который раз радуюсь тому, что на многих выставках тексты кураторов находятся не на одной из стен, а в буклетах. Так, пожалуй, действительно лучше. Даиудобнее.

Комната встреч. 2021. Холст, масло© Анна Борисова

Возвращаясь к самим работам, хочется добавить, что не так уж часто к произведениям современного искусства может быть применимо определение (пусть для многих и не вполне убедительное) «добрые», причем в прямом смысле, без иронии или снисходительности. Как долго художница сможет удерживаться на этой позиции, не переходя к механическим повторениям самой себя и не теряя этого состояния/настроения? Представляется, что эта выставка очень своевременна и дает зрителям возможность увидеть автора в тот момент, когда она еще не перешла в какой-то иной период творчества и, судя повсему, не устала от того, что делает сейчас: ведь подобные светлые миры очень хрупки и легко поддаются разного рода деформациям. «Кочевники» в галерееJart — до30января.

Источник colta.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Дупло в кунсткамере, или Постмодернистская скука

Дмитрий Янчогло недоволен выставкой Жан-Юбера Мартена в ГМИИ текст: Дмитрий Янчогло Выставка «Бывают странные сближенья…». ...